«...Очень выиграла в раме» (к проблеме картинного обрамления в творчестве И. Е . Репина)
https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-3-62-81
Аннотация
Многие картины И. Е. Репина в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Атенеума имеют интересные, богато декорированные, порой уникальные рамы. Подавляющее большинство этих произведений декоративного искусства не изучено. Неизвестным остается не только создатель эскиза и мастер-изготовитель, но и кто выбрал раму для живописного полотна – сам художник либо покупатель, заказчик. Представление о рамах произведений Репина сегодня в значительной степени зависит от весьма критического отзыва о них, оставленного Я. Д. Минченковым в воспоминаниях о передвижниках. Сомневаться в объективности его слов заставляют рамы Репина, которые нам удалось выявить и атрибутировать. Вопрос о вкладе Репина в искусство картинного обрамления до сих пор не рассматривался в трудах специалистов. Между тем имеются основания предполагать, что рама к картине «Садко» была выполнена по рисункам художника. Ряд рассматриваемых в статье памятников впервые вводится в научный оборот.
Ключевые слова
Об авторе
Оксана Александровна ЛысенкоРоссия
Старший научный сотрудник отдела исторического музейного оборудования и картинных рам
Российская Федерация 191186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4
Список литературы
1. 100 лет Русского музея в фотографиях. 1898−1998 / Сост. Г. Поликарпова. СПб.: Palace Editions, 1998. 100 с.
2. Выставка опытов художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников. Каталог. СПб.: Типо-Литография Н. Евстивеева, 1896. 10 с.
3. Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856–1917. К 125-летию основания Третьяковской галереи / Отв. ред. Я. В. Брук. Л.: Художник РСФСР, 1981. 350 с.
4. И. Е. Репин и В. В. Стасов. Переписка. 1871–1876 / Подг. к печати, прим. А. К. Лебедев, Г. К. Бурова. Т. I. М.; Л.: Искусство, 1948. 268 с.
5. И. Е. Репин и В. В. Стасов. Переписка. 1877–1894 / Подг. к печати, прим. А. К. Лебедев, Г. К. Бурова. Т. II. М.; Л.: Искусство, 1949. 456 с.
6. И. Е. Репин и Л. Н. Толстой: переписка с Л. Н. Толстым и его семьей / Сост., прим. В. А. Жданов, Э. Е. Зайденшнур. Т. 1. М.; Л.: Искусство, 1949. 146 с.
7. Картина и рама. Диалоги / Науч. ред. Т. Л. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2014. 436 с.
8. Кудрина Ю. Четыре картины датского художника Лауритса Туксена // Иные берега. 2017. 2 (46). С. 22–28.
9. Лысенко О. А. Выбор художника. Авторские рамы к портретам художников и автопортретам // Автопортрет и портрет художника. XVIII–XXI вв.: сб. статей междунар. науч. семинара / Науч. ред. В.-И. Т. Богдан. М.: Российская Академия художеств, 2010. С. 220–227.
10. Лясковская О. А. Илья Ефимович Репин. 2-е изд. М.: Искусство, 1962. 384 с.
11. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР, 1959. 359 с.
12. Нестерова Е. В. Картина Репина «Садко в подводном царстве». К вопросу об эклектике в живописи 1870-х годов // К исследованию русского изобразительного искусства вт. пол. XIX – начала XX веков / Сост., науч. ред. Р. И. Власовой. СПб.: Институт им. И. Е. Репина, 1996. С. 16–23.
13. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации / Ред., сост. И. А. Бродский, В. Н. Москвинов, Л.: Художник РСФСР, 1969. 435 с.
14. Огонек: еженедельный художественно-литературный журнал. 1908. 30 марта (12 апреля). № 13.
15. Огонек: еженедельный художественно-литературный журнал. 1911. 19 февраля (4 марта). № 8.
16. Письма И. Е. Репина А. В. Жиркевичу. 1888–1906 / Подготовка текстов Н. Г. Жиркевич-Подлесских; коммент. Г. С. Чурак // Третьяковская галерея. 2019. № 1 (62). Приложение к выпуску. URL: https://www.tg-m.ru/articles/prilozhenie-k-vypusku-1-2019-62/pisma-repina-zhirkevichu (дата обращения: 04.05.2021).
17. Письма И. Е. Репина: переписка с П. М. Третьяковым / Прим., сост. М. Н. Григорьева, А. Н. Щекотова. М.; Л.: Искусство, 1946. 226 с.
18. Позднякова К. Г. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX – начала XX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2011. Вып. 2. С. 59–67.
19. Раппе Т. В. Шедевры европейской мебели XV – начала XX века в собрании Эрмитажа. СПб.: Изд. Государственного Эрмитажа, 2016. 471 с.
20. Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986. 488 с.
21. Репина В. Из детских воспоминаний дочери И. Е. Репина // Нива. 1914. № 29.
22. Соловьева С. Илья Репин. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петров- ского дворца в Москве. Альбом. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2014. 60 с.
23. Соловьева С. В. Рамы типа «сансовино», «табернакль», cassetta в русском и английском искусстве второй половины ХIХ века // Рама как объект искусства: сборник докладов / Науч. ред. Т. Л. Карпова. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. С. 143–154.
24. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. М.: Прогресс-традиция, 2007. 448 с.
25. Теркель Е. Репин в Париже // Третьяковская галерея. 2019. № 1 (62). С. 62–85.
26. Шишанов В. А. Здравневские работы И. Е. Репина в русской художественной критике конца XIX – начала XX в. / Искусство и культура. 2011. № 3 (3). С. 34–42.
27. La cornice italiana. Dal Rinascimento al Neoclassico / Ed. F. Sabatelli Milano: Electa, 2004. 376 p.
28. Mendgen E. Patinated or Burnished. Picture and Frame in the Work of Lenbach and Böcklin // In Perfect Harmony. Picture + Frame. 1850–1920 / Ed. E. Mendgen Washington: University of Washington Press, 1995. P. 29–54.
29. Mitchell P., Roderts L. Frameworks. Form, Function and Ornament in European Portrait Frames. London: Merrell Holberton Publ., 1996. 480 p.
30. Penny N., Schade P., O’Neill H. The Sansovino Frame. London: National Gallery Company, 2015. 48 p.
31. Roberts L. Victorian Frames. Pre-Raphaelites, Victorian High Renaissance and Arts and Crafts // In Perfect Harmony. Picture + Frame. 1850–1920 / Ed. E. Mendgen Washington: University of Washington Press, 1995. P. 57–86.
Рецензия
Для цитирования:
Лысенко О.А. «...Очень выиграла в раме» (к проблеме картинного обрамления в творчестве И. Е . Репина). Secreta Artis. 2021;4(3):62-81. https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-3-62-81
For citation:
Lysenko O.A. “…Undeniably FInest Choice of Frame” ( on the Question of PIcture Framing by I. E. Repin). Secreta Artis. 2021;4(3):62-81. (In Russ.) https://doi.org/10.51236/2618-7140-2021-4-3-62-81